Военная прокуратура Подольского гарнизона информирует


Внесены изменения в Федеральный закон «Об увековечивании Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».

Федеральным законом от 01.07.2021 № 278-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 19.05.1995 № 80-ФЗ «Об увековечивании Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», согласно которым запрещается в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, средствах массовой информации либо при размещении информации с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», отождествление целей, решений и действий руководства СССР, командования и военнослужащих СССР с целями, решениями и действиями руководства нацистской Германии, командования и военнослужащих нацистской Германии и европейских стран оси, установленными приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанными на приговоре Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо вынесенными в период Великой Отечественной войны, Второй мировой войны, а также отрицание решающей роли советского народа в разгроме нацистской Германии и гуманитарной миссии СССР при освобождении стран Европы. Федеральный закон вступил в силу 12.07.2021».


Росгвардии разрешили оцеплять объекты при незаконном проникновении в них.

Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон от 01.07.2021 № 279-ФЗ «О внесении изменения в статью 13 Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» о праве Росгвардии оцеплять территории и акватории охраняемых объектов при пресечении попыток незаконного проникновения на них, соответствующий документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.

Принятие указанного законопроекта позволило войскам национальной гвардии осуществлять необходимые войсковые действия, а также оперативно принимать меры, направленные на защиту жизни и здоровья граждан, военнослужащих и сотрудников Росгвардии, предотвращать угрозы в отношении охраняемых войсками объектов и специальных грузов и не допускать возникновения на них чрезвычайных ситуаций».


Установлен порядок прохождения военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации медицинских осмотров и диспансеризации.

Медицинские осмотры и диспансеризация военнослужащих проводятся в военно-медицинских организациях (военно-медицинских подразделениях).

В воинской части, где штатом не предусмотрено военно-медицинское подразделение, медицинские осмотры и диспансеризация военнослужащих проводятся военно-медицинскими организациями (военно-медицинскими подразделениями), к которым данная воинская часть прикреплена на медицинское обеспечение по территориальному принципу.

При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских организаций (военно-медицинских подразделений) и (или) при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов или медицинского оборудования медицинские осмотры и диспансеризация военнослужащих проводятся выездной группой врачей-специалистов военно-медицинской организации (военно-медицинских подразделений) либо в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения. (Приказ Министра обороны Российской Федерации от 20.05.2021 № 285)».


С 1 июля 2021 года наличие иностранного гражданства либо вида на жительство является основанием для увольнения с госслужбы.

Федеральным законом от 30 апреля 2021 года № 116-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, направленные на установление запрета для госслужащих и военнослужащих иметь иностранное гражданство (вступили в силу 1 июля 2021 года). Установлен запрет замещать указанные должности, несоблюдение которого служит основанием для отказа в приеме на соответствующую службу или назначении на соответствующую должность, а также для расторжения служебного контракта, трудового договора или досрочного прекращения полномочий. Государственный или муниципальный служащий, имеющий гражданство (подданство) иностранного государства, которое не прекращено по независящим от него причинам, в исключительных случаях может быть переведен с его согласия на иную должность при условии, что при замещении таких должностей не требуется оформление допуска к государственной тайне. По истечении шести месяцев и при непредставлении документов, подтверждающих прекращение гражданства (подданства) иностранного государства или права на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, они подлежат освобождению от замещаемых должностей и увольнению со службы (с работы)».


Вступают в силу изменения в Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

Исключается необходимость обеспечения исполнения государственного контракта в случае осуществления казначейского сопровождения расчетов при размещении государственного оборонного заказа на создание, модернизацию, поставки, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники, космической техники и объектов космической инфраструктуры.

Контролирующий орган наделен полномочием выдавать требования о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа. Требование выдается в случае выявления признаков нарушения части 6.1 статьи 6 Закона о государственном оборонном заказе.

Требование подлежит выполнению лицом, которому оно выдано, в срок, установленный требованием. Срок выполнения требования должен составлять не менее чем 10 дней с момента его получения. По мотивированному ходатайству лица, которому выдано требование, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок требование не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен контролирующим органом.

Контролирующий орган должен быть уведомлен о выполнении требования в течение 3 дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Также предусматривается, что неисполнение в срок предписания, выданного по результатам проверки в сфере государственного оборонного заказа, влечет за собой административную ответственность.

Срок исполнения предписания, выданного по результатам проверки, может продлеваться контролирующим органом по мотивированным ходатайствам проверяемого лица или его представителя в случае, если указанные в ходатайствах причины продления срока будут признаны уважительными. Ходатайства о продлении срока исполнения предписания направляются в контролирующий орган не позднее чем за 20 рабочих дней до истечения срока исполнения предписания.

При принятии решения о продлении срока исполнения предписания, выданного по результатам проверки, указанный срок может быть продлен не более чем на 180 календарных дней. Решение о продлении срока исполнения предписания или об отказе в его продлении в течение 10 рабочих дней со дня получения ходатайства направляется проверяемому лицу по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается проверяемому лицу или его представителю под роспись. (Федеральный закон от 30.04.2021 № 132-ФЗ)».


Установлены дополнительные социальные гарантии для членов семей ветеранов боевых действий.

Федеральным законом от 30.04.2021 № 135-ФЗ «О внесении изменений в статью 28 Федерального закона «О ветеранах» внесены поправки, касающиеся погибших (умерших) лиц, которые при жизни не успели получить удостоверение ветерана боевых действий.

Члены семей вышеуказанных лиц смогут получить свои удостоверения на основании документов, подтверждающих факт гибели (смерти) лица и его участие в боевых действиях.

Таким образом, социальные гарантии, предусмотренные для членов семей погибших ветеранов боевых действий, теперь будут распространяться на родственников военнослужащих, погибших (умерших) в ходе ведения боевых действий и не получивших статус ветерана боевых действий при жизни».


Расширен перечень оснований, при которых граждане, досрочно уволенные с военной службы, обязаны возместить бюджетные расходы на свое обучение.

Федеральным законом от 30.04.2021 № 130-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» (вступил в силу 11.05.2021) расширен установленный пунктом 7 статьи 35 данного федерального закона перечень оснований досрочного увольнения с военной службы, при которых у граждан, окончивших военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, возникает обязанность возмещения расходов, затраченных на их военную или специальную подготовку.

Прежняя редакция данной правовой нормы предусматривала наступление этих правовых последствий в случае досрочного увольнения в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта, лишением его воинского звания, вступлением в законную силу приговора суда о назначении ему наказания в виде лишения свободы, лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно или по неосторожности, либо приговора о лишении права занимать воинские должности в течение определенного срока.

В новой редакции закона к числу таких оснований дополнительно отнесены: утрата доверия к военнослужащему со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении; непринятие военнослужащим, являющимся командиром, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов у подчиненного ему военнослужащего; отказ в допуске к государственной тайне или прекращение указанного допуска; нарушение запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы; несоответствие требованиям, неисполнение обязанностей, нарушение запретов, несоблюдение ограничений, связанных с прохождением военной службы в органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, войсках национальной гвардии Российской Федерации; непрохождение в установленном порядке обязательных химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов; совершение административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ.

Принятые изменения направлены на установление для военнослужащих, уволенных с военной службы по «негативным» основаниям, равных обязанностей по возмещению бюджетных средств, затраченных на их военную или специальную подготовку.

Условие о возмещении указанных бюджетных средств, а также их размер отражаются в контракте о прохождении военной службы, заключаемом с гражданами, обучающимися в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования.


Урегулированы отдельные вопросы, касающиеся организации медицинского освидетельствования и медицинского осмотра граждан при их постановке на воинский учет, призыве на военную службу.

В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии, принятого по заключению врачей-специалистов, принимавших участие в медицинском освидетельствовании, на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию государственной системы здравоохранения (за исключением медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти) или медицинскую организацию муниципальной системы здравоохранения, включенную в перечень медицинских организаций, проводящих медицинское обследование граждан, указанных в пункте 1 статьи 5.1 Закона о воинской обязанности и военной службе. Перечень утверждается решением высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

Наличие оснований для предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу по состоянию здоровья, освобождений от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья и правильность их предоставления проверяются призывной комиссией субъекта РФ в порядке, установленном Положением о военно-врачебной экспертизе. В случае выявления нарушений в правильности предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу по состоянию здоровья, освобождений от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья, предоставленных в ходе работы призывной комиссии, по решению призывной комиссии субъекта РФ проводится контрольное медицинское освидетельствование указанных граждан.

Граждане, заявившие о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования, направляются на контрольное медицинское освидетельствование.

Граждане, не пребывающие в запасе, призванные на военную службу, перед направлением к месту военной службы проходят медицинский осмотр в целях выявления состояний и заболеваний, препятствующих прохождению военной службы по состоянию здоровья.

Корреспондирующие изменения внесены в Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». (Федеральный закон от 30.04.2021 № 131-ФЗ)».

Интересные темы: